Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
13:41 Существовали ли раньше общества трезвости? |
Учреждение обществ трезвости с целью прекратить распространение пьянства
имеет давнюю и поучительную историю. Первые такие общества были созданы в
Америке: вначале в штате Нью-Йорк в Антиалкогольная пропаганда не оставила равнодушным и Старый Свет. Так, только в Великобритании были организованы «национальная лига трезвости», «британская лига трезвости», «шотландская лига трезвости», работавшие в тесном контакте с духовенством. В этой связи можно вспомнить известного капуцинского монаха Матью, проповедника идей трезвости среди ирландского народа. Тысячи людей сходились на его проповеди, после которых охотно вступали в общества трезвости. В Дублине Матью за два дня убедил дать обет трезвости 60 тысяч человек. К чему же привела эта большая агитационная работа? К тому же, к чему и в
Америке, – к росту
потребления алкогольных напитков. Только за период с 1856 по 1875 год потребление водки в
Великобритании увеличилось на
27%, пива – на 35%, вина – на 10%. В последующем потребление алкоголя здесь неизменно
повышалось и к 1900
году достигло Фридрих Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» писал: «Общества трезвости сделали, правда, немало, но что значат несколько тысяч «Teatotallers»* в сравнении с миллионами рабочих? Когда отец Матью, ирландский апостол трезвости, объезжает английские города, то нередко от тридцати до шестидесяти тысяч рабочих дают «pledge» (обет), но не проходит и месяца, как большая часть из них об этом забывает. Если, например, сосчитать, сколько человек в Манчестере дали за последние три – четыре года этот обет трезвости, то полученное число превысит общее число жителей города, а между тем не видно, чтобы пьянство заметно уменьшилось»*. Прогрессивные общественные деятели прекрасно отдавали себе отчет в истинных
причинах фиаско, которое потерпели многочисленные общества трезвости. Так, В.
Я. Канель писал в Говоря о прапаганде идей трезвости в России, нельзя не остановиться на деятельности Л. Н. Толстого. «В наше время, – писал он в одном из писем, – всякому мыслящему человеку, ввиду всего происходящего от пьянства зла, нельзя оставаться к этому вопросу без-различным»/ * – «трезвенников». Ред. (Сноска источника. – Э, Д., Е. 3.) 'Маркс К., ЭнгельсФ Соч. – М„ 1955 – Т. 2. – С. 360, В декабре 1887 года Лев Николаевич основал в Ясной Поляне общество трезвости, которое назвал «Согласие против пьянства», и включил себя первым в его списки. Члены общества обязывались «никогда не пить, пьяного... не покупать и не угощевать ничем пьяным других». Членами общества были известные общественные деятели и писатели П. И. Бирюков, И. И. Горбунов-Посадов, Н. Н. Миклухо-Маклай, художник Н. Н. Ге и многие другие. А в письме к П. М. Третьякову, приглашая его вступить в члены «Согласия», Толстой указывал: «В особенности же желательно было бы вербовать членов между рабочим народом – фабричными». Перу Толстого, выступавшего с активных трезвенни-ческих позиций, принадлежит ряд статей, имевших большой общественный резонанс. В статьях «Пора опомниться!», «Для чего люди одурманиваются?», «Праздник просвещения 12-го января» он призывает людей раз и навсегда покончить с пьянством, рассказывает о вреде, наносимом алкоголем здоровью человека, и прежде всего его нравственности. Чем чаще человек одурманивает себя вином, тем более порочным он становится. «Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемерного распространения гашиша, опиума, вина, табаку, а только в потребности скрыть от себя указания совести», – таков категорический вывод писателя. В 1896 году Л. Н. Толстого, как «одного из выдающихся русских трезвенников», избрали почетным членом Первого Московского общества трезвости, однако в 1901 году, после отлучения его святейшим синодом от церкви, он был из общества исключен. Это вызвало справедливое возмущение всей передовой русской общественности и отечественных врачей. Доктор Н.И.Григорьев, выступая на заседании «Русского общества охранения народного здравия», сказал, что Московское общество трезвости этим актом «навсегда покрыло себя позором». Несмотря на все попытки покончить с пьянством и даже проведение в 1909 году Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, деятельность общества трезвости в дореволюционной России не принесла каких-либо ощутимых результатов. Тот же В. Я. Капель замечал: «О наших обществах трезвости ничего не слыхать; не умеют они к себе привлекать внимание и прозябают вместо того, чтобы жить, являясь немыми и равнодушными свидетелями народного пьянства». Анализируя деятельность обществ трезвости прошлого, можно со всей ответственностью утверждать, что основная причина их неудач лежала в непонимании истинных, социальных корней пьянства, а также в нежелании правительств оказать реальную помощь движению за трезвость. Предоставленные самим себе, не поддержанные действенной системой государственных антиалкогольных мероприятий, общества трезвости не смогли отвлечь народ от пьянства; деятельность их постепенно была свернута. |
|
Всего комментариев: 0 | |