Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
13:35 Как боролись с пьянством на Руси? |
Оценивая древнерусское законодательство по борьбе с пьянством, известный советский психотерапевт В. Е. Рожнов обращает внимание на применение мер общественного воздействия, уходящих корнями в глубокую древность. В отличие от законодательства других стран, каравшего за пьянство тяжелыми увечьями и даже смертной казнью, древнерусские церковно-юридические и государственные законодательные акты отличались гуманностью. В основном они сводились к нравственно-воспитательным мерам, денежным штрафам в пользу потерпевших и казны. Более жестокие наказания применялись к «питухам», наносящим ущерб казне
питьем корчемного (подпольно производимого) вина, не выплачивающим долги или же
обвиненным в вероотступничестве. Так, в 1619 году в одном из наказов воеводам предписывалось: «Учинить
заказ всяким людям накрепко, чтобы оприч государевых кабаков на посадах и
уездах ...продажное питье ни у кого не было». По Соборному уложению при Алексее
Михайловиче ( Царское правительство, насаждая пьянство, периодически демонстрировало
мнимую заботу о народе. Например, иногда запрещалась выездная торговля спиртным
на ярмарках, различных многолюдных сборищах (так называемые «гуляй-кабаки»), не
продавалось вино стрельцам, не разрешалось отпускать спиртные напитки в долг
более чем на гривну. Предписывалось также «запереть все кабаки» на великий пост
и на святую неделю, в остальное время продавать не более одной чарки (около Однако, как только доходы от продажи спиртного снизились, в 1659 году последовало высочайшее разъяснение: «Питухов с кружечных дворов не отгонять». Было строго запрещено уводить «питухов» из царских кабаков, и часто случалось, что посетители все с себя пропивали (откуда, видимо, и пошло выражение «голь кабацкая»). Если же воеводы жаловались, что «питухи» обнищали, что народ возмущен притеснениями и обманом со стороны кабацких голов и целовальников, от царя следовал неизменный лицемерный ответ: «И вы б велели учинить заказ крепкий, чтоб на кабаке ... не пропивались». Таким образом, все просьбы об ограничении и упорядочении торговли спиртным наталкивались на упорное сопротивление царского правительства. За «дымной завесой» различных указов и предписаний продолжалось систематическое одурманивание и ограбление народа. И все же основная масса народа пила в кабаках, как тогда говорили, «набегом»: по большим праздникам, на ярмарках, богомольях. О кабаке же простой народ говорил: «Кабак пропасть, тут и пропасть». |
|
Всего комментариев: 0 | |